Рассылки профессора В.

"Большое путешествие: ФРАНЦИЯ"

"Очарование металла"

 

ОЧАРОВАНИЕ МЕТАЛЛА

  • галерея профессора В.

Сентябрь 2002 г.

В предыдущем, августовском обзоре мы перенеслись с Вами из Европы в Китай. На этот раз я решил не отдаляться от этой страны и посетить с Вами соседнюю Индию. Сразу же отмечу, что по сравнению с Китаем найти информацию об искусстве Индии оказалось значительно легче. 

Советую Вам посмотреть архив и подписаться на мою рассылку с таким же названием - "Очарование металла". Напоминаю, что архивы  последних рассылок содержатся на http://content.mail.ru . Вы можете подписаться на эту и другие мои рассылки с помощью форм быстрой подписки в конце обзора.

 

Ваш профессор В.

 

Начнем обзор с посещения сайта http://kalarte.com/india/wb-dhokra/dhokra.html , где описана технология изготовления скульптур из металла путем отливки в формы с вытапливанием воска (lost-wax sculptures).  Этот способ распространен среди некоторых племенных групп на северо-востоке Индии. Это область  Западной Бенгалии, которая является частью племенного пояса, включающего также некоторые области соседнего восточного Бихара. Некоторые из этих племен в Западной Бенгалии известны как Dhokra, и статуи, сделанные в этой традиции иногда также называются dhokra. В процессе создания фигурка сначала грубо делается из глины. На это внутреннее ядро мастер наносит слой пчелиного воска. Он наносится тонкими нитями, выдавливаемыми через бамбуковую трубку, шприц или другое устройство. Иногда нити перекрещиваются, придавая фигуре характерный вид. В некоторых местах фигуры мастер может использовать горячий нож, чтобы пригладить поверхность нитей. Некоторые кланы, занимающиеся обработкой металлов в Маджа Прадеш, в качестве второго слоя в верхней части внутреннего глиняного ядра добавляют смешанный с глиной коровий навоз. В некоторых деревнях в Маджа Прадеш вместо чистого пчелиного воска используют прокипяченную и охлажденную смолу некоторх деревьев, или использует смесь воска и смолы. Как только воск смоделирован и принял окончательную форму, сверху наносятся два слоя глины. Сначала наносится тонкий слой глины, которому дают высохнуть. Вслед за ним наносится слой более тяжелой глины, смешанной с шелухой риса, который также высушивается. Таким образом, воск теперь формирует объем для металла, который будет впоследствии представлять собой статую. В верхней части этой глиняной формы делается отверстие для заливки расплавленного металла. Аналогичный канал сделан в основании, чтобы позволить воску вытекать из формы. Вся конструкция обвязывается металлическими проводами, чтобы сохранять ее неповрежденной в процессе отливки фигуры. Латунь или колокольную бронзу постепенно льют в форму через верхнее отверстие. Горячий металл плавит воск, который вытекает из отверстия выхода в основании. Высокая температура металла обжигает  глину. После того, как металл охладился, провода развязываются или разрываются, и внешние слои глины выкрашиваются. Внутреннее ядро почерневшей теперь глины может быть вычищено через  отверстия в фигуре или оставлено неповрежденным, увеличивая вес фигуры. (Это почерневшее ядро глины часто видимо через отверстия.) Когда металлическая фигура после удаления внешнего слоя глины будет извлечена полностью, согласно намерениям мастера может быть сделана дополнительная очистка или полировка для придания изделию окончательного вида.

Эта традиция отливки с вытапливанием воска - древнейшая в Индии, уходящая своими корнями к индуистским цивилизациям долины. В средневековом королевстве южной Индии высота этого искусства была достигнута в великолепном изготовлении бронзовых фигур в натуральную величину. Сегодня традиция продолжается в изготовлении маленьких частей самими племенными группами или индийскими мастерами для клиентов из племен. Последнее имеет место в Бастаре - районе Маджа Прадеш, области, где это искусство имеет наибольшее распространение.

Темы племенных скульптур, изготовленных таким способом, касаются образов индусских или племенных богов и богинь, фигур людей или божества, едущего на слоне, музыкантов, лошадей, фигур наездников, слонов, рогатого скота, животных, и птиц.

 

***

 

Скульптура Кришны из металлического сплава

Скульптура Кришны из металлического сплава. 1600-1800 годы нашей эры.

В галерее Баракат , выставляющей предметы искусства на аукцион, мы встречаем образцы статуэток, изготовленных искусными индийскими мастерами.

Наиболее популярный бог в Индуитском пантеоне - Кришна. Он почитался по всей Индии в течение многих столетий. Это - восьмое воплощение бога Вишну, его героические подвиги воспеваются в искусстве и песнях. Часто изображаемый с синей кожей, Кришна почитается в разнообразии обликов как младенец, как пастух, как воин, как возлюбленный и как Бхагата восхитительный. Здесь он изображен как мускулистый молодой человек с руками, вытянутыми вперед чтобы держать два исчезнувших атрибута, возможно связанными с его ролью пастуха. Что является наиболее очаровательным в данной работе, это изделие провинциального цеха мастеров. Бог, изображенный ими, отражает идеал здравомыслящего молодого крестьянина. Он являет собой картину здоровья и энергии, он не отдаленно-божественный, а, скорее, доступный и человеческий. Это - бог для людей, тот, кто хорошо понимает трудный опыт каждодневной жизни.

 

Медная лампа, изображающая женское божество

Медная лампа, изображающая женское божество. XVIII-XIX вв

 

 

 

Созданная в строгом, но все же очаровательном стиле, эта медная скульптура, возможно, первоначально служила как исполненный по обету подарок храму. Чувственная женщина, одетая очень декоративно, держит блюдо масляной лампы, чье пламя осветило бы ее черты. Ее идентичность сомнительна, но ее бесстыдная чувственность соединила бы ее с древней традицией божества изобилия и природы. Она излучает бесконечную ауру мягкой власти, легко распознаваемой в любом времени или культуре. Интересно, кто же когда-то просил ее о покровительстве и как их просьбам ответили?.....

 

 

 

 

 

 

 

***

 

 

 

 

Браслет

Браслет

Браслеты и другие украшения можно встретить на сайте индийских ювелиров. Такие большие браслеты традиционно изготавливают в Индии. Тот, который изображен на рисунке, изготовлен из кости, окрашенной в черный цвет. Латунью отделаны концы браслета, лента украшает его в средней части. В верхней части размещен овальный кусок полированного цветного камня, возможно агата, в латунной оправе.

 

 

Смотрите, отдыхайте, наслаждайтесь и не забывайте: новый месяц – новая экспозиция!

Смотрите, отдыхайте, наслаждайтесь и не забывайте: новый месяц – новая экспозиция!

Рассылки профессора В.

Нажмите на название рассылки и перейдите на страницу подписки. Или же введите свой е-мейл и подтвердите подписку ответом на письмо, пришедшее по Вашему адресу

 Обратная связь - щелкните здесь и напишите автору. Ваши пожелания будут учтены, а впечатления - включены в рассылки

 

Зарубежные поездки - туристическое агентство "Клуб Диана ПМ"

http://www.diana-pm.ru

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

МЕТ TOP10